"Ақмола облысы білім басқармасының Степногорск қаласы бойынша білім бөлімі Степногорск қаласының А.С.Пушкин атындағы №3 көпсалалы мектеп-лицейі" коммуналдық мемлекеттік мекемесіне
Коммунальное государственное учреждение "Многопрофильная школа-лицей №3 имени А. С. Пушкина города Степногорск отдела образования по городу Степногорск управления образования Акмолинской области"

Біз әлеуметтік желілерде

  

Толығырақ
Қайырымдылық көмек
KZ380704034640473001
Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Как понять, что ребенок подвергается насилию

11.12.2020

Как понять, что ребенок подвергается насилию

             

 

 

Дети становятся жертвами сексуального насилия гораздо чаще, чем мы можем себе представить, но в большинстве случаев они об этом молчат. Как понять, что с ребенком «что-то не то», и что делать родителям, если подозрения подтвердились?

 

По данным ВОЗ, каждая пятая женщина и каждый тринадцатый мужчина подвергались в детстве сексуальному насилию. ЮНИСЕФ приводит более общую статистику: от 2 до 56% девочек и от 0,4 до 44% мальчиков — в зависимости от страны — сталкивались с сексуальным насилием. Точных цифр быть не может, так часто о случившемся никто не узнает, даже родители. Но даже если взять нижние значения, речь идет о миллионах детей.

Что такое сексуальное насилие

К сожалению,  все еще очень размыто понятие «сексуальное насилие» и порог чувствительности к насилию крайне низок. Многие думают, что если изнасилования как такового не было, то на все остальное можно махнуть рукой — мол, ничего страшного не произошло, не обращай внимания, забудь.

На самом деле, для психики ребенка травматичны «странные» прикосновения, поглаживания, «взрослые» поцелуи, непристойное обнажение, демонстрация порнографии. Любое использование ребенка для сексуальной стимуляции — это преступление.

Во многих случаях такие преступления совершаются буквально под носом у родителей, длятся годами и остаются безнаказанными.

Кто это делает

Подавляющее большинство случаев растления и сексуального домогательства (до 90% случаев) совершается членами семьи или людьми из ближнего круга ребенка. Это могут быть отчимы и старшие братья, дяди и дедушки, друзья родителей, родители друзей, соседи

Часто это люди, наделенные авторитетом в семье. Они проявляют искреннее расположение к ребенку, способны обаять и усыпить бдительность всех окружающих.

Меньше всего они похожи на развратников или насильников, как мы их себе представляем. Наоборот, как правило, о них никто и никогда не мог бы подумать плохого.

По данным ЮНИСЕФ,

  • От 40 до 60% фактов насилия совершается в семье — не обязательно биологическими родителями. Девочки, которые живут с отчимом или маминым мужчиной, в два раза чаще подвергаются сексуальному насилию;
  • 30% фактов насилия вне семьи совершают знакомые ребенку люди.

Почему дети молчат

Чаще всего насильник создает с ребенком такие отношения, при которых тот никому ничего не расскажет. Как правило, это умелый манипулятор. Общаясь с ребенком, он находит нужные «кнопочки». Например, подчеркивает особый статус ребенка: «Ты для меня особенный, мы с тобой друзья, ты ведь никому не расскажешь наш секрет?» Или запугивает: «Если мама узнает, она рассердится».

Насильник может внушать ребенку, что все происходящее — просто игра, что так делают все любящие люди, и всем это нравится.

Ребенку сложно определить границы нормы, он не всегда понимает, что то, что с ним делают, — ненормально.

Если взрослый человек говорит: «Давай я помогу тебе помыться», «Давай я сделаю тебе массаж, это приятно», «Я научу тебя, ты ведь уже большой», ребенок воспринимает это как проявления симпатии и заботы. Именно поэтому дети не знают, как объяснить и доказать произошедшее, не могут сформулировать, что именно было не так.

Ребенок может чувствовать себя подавленным, беспомощным, может испытывать стыд и неловкость, но не знает, как рассказать об этом. Ведь даже взрослые не всегда умеют осознавать и называть свои чувства. Кроме того, дети боятся, что им никто не поверит, что их обвинят во лжи против всеми уважаемого человека.

Исследования свидетельствуют, что только 4% детей делают ложные обвинения в насилии.

Признаки, которые должны вас насторожить

Возможно, ребенок ничего не рассказывает, но внимательный взрослый заметит и почувствует: с ребенком «что-то не то». Например:

  • Поведение и эмоции ребенка необъяснимо изменились. Дети по-разному реагируют на произошедшее: агрессия, апатия, нарушения сна, страхи и тревожность — любые необычные проявления ребенка должны обратить на себя внимание.
  • Прежде открытый и доверчивый ребенок, который легко рассказывал вам обо всем, «ушел в себя».
  • Сексуализированное поведение ребенка, особенно в том возрасте, когда ему еще не должны быть известны подробности о сексе.
  • Ребенок демонстрирует внезапную неприязнь к кому-то из взрослых: не хочет сидеть с ним рядом за столом, не хочет оставаться с этим человеком наедине — все это поводы мягко поинтересоваться, почему.
  • Ребенок, наоборот, много времени проводит в компании взрослого, получает от него подарки или деньги, часто остается с ним наедине.

Как проверить свои подозрения?

Если у родителя есть уверенность, что он сможет спокойно поговорить с ребенком на столь непростую тему, можно прямо спросить ребенка о насилии. Многие дети сначала все отрицают. Это не значит, что ребенок вам не доверяет, просто стараниями насильника он может быть убежден в том, что ему не поверят или в том, что он сам виноват.

Дайте ему понять, что вы рядом и поверите каждому слову, что с вами можно поговорить на такую тему в любой момент.

Ведите разговор спокойно и открыто. Важно быть честным, рассказать, что именно вам известно, на основании чего у вас возникли подозрения. Взрослые часто начинают разговор издалека, используя намеки. Это может запутать ребенка и помешать доверительному разговору.

 

Главное правило: доверяем, сопереживаем, поддерживаем!

Вред могут нанести любые обвинения, прямые или косвенные: «Зачем ты поехала с ним?», «Почему сразу не рассказала?», сомнения, морализаторство, поучения: «Я же тебе говорила…», «Разве ты не знала…». Разговор в таком ключе не способствует открытости и может ранить ребенка.

Если у вас есть подозрения, то от честного, уважительного разговора не будет вреда, даже если они не подтвердятся. Наоборот, этот разговор полезен в любом случае, так как это — повод обсудить с ребенком тему границ, безопасности, меры предосторожности. И у вас, и у ребенка будет такой опыт. В случае реальной опасности ребенок будет знать, что такой разговор возможен.

Кто может помочь, если подозрения подтвердились

Служба доступной психологической помощи людям, столкнувшимся с сексуальным насилием в детстве и подростковом возрасте.

Горячая линия . Телефон доверия

Как уберечь ребенка?

Правильный вопрос, который задают себе многие родители: «Что мне делать, чтобы с моим ребенком такого не произошло? Ведь я не могу контролировать каждый его шаг!»

 

Основа безопасности ребенка — ваши с ним теплые, доверительные отношения. Отношения, в которых ребенок знает, что с родителями можно обсуждать любые, самые щекотливые темы.

Жертвами насилия часто становятся дети, которые нуждаются в любви и внимании, чьи родители заняты своей жизнью и как бы закрыты для детей. Если вы будете в контакте с ребенком, вы сможете вовремя заметить, что с ним что-то происходит и защитить его. Если нет, то насилие может длиться годами.

Такие случаи, к сожалению, не редкость, а результатом могут быть серьезные проблемы c самооценкой, неприятие своего тела, сложности в отношениях с противоположным полом, суицидальные попытки… С последствиями сложно справиться даже во взрослом возрасте. Некоторым на это не хватает всей жизни.

Психологи рекомендуют:

Открыто говорить с детьми о сексуальной безопасности. Защитить их, уберегая от правды, невозможно. Дети могут стать жертвами домогательств из-за недостатка информации. Они могут не знать, что есть «хорошие» и «плохие» прикосновения, что есть места, которые никто не должен трогать. Им не приходит в голову, что нужно рассказать о таких попытках близким, особенно, если тема секса в семье — табу.

Называть вещи своими именами. Прямо говорите, кто не имеет права трогать ребенка и где именно. Слова «никто» и «нигде» — это пустой звук. Если это окажется дедушка, двоюродный брат, дядя или другой знакомый человек, у ребенка не будет четкого понимания, как реагировать. Хорошая практика — «Круги доверия». 

Нарисуйте вместе с ребенком фигуру человечка — это ваш ребенок. Вокруг него нарисуйте несколько кругов от маленького до большого. Маленький круг — это ближайшие родственники.

В него могут входить мама, папа, сестры и братья, если они живут вместе с вами.

Во втором круге другие родственники — бабушки, дедушки, дяди и тети. Затем — учителя, воспитатели, педагоги, друзья семьи и другие люди, с которыми ребенок общается. Еще дальше – случайные знакомые, попутчики и т.д.

Этот рисунок помогает назвать всех людей в вашем окружении, прояснить их «полномочия». Например, кто может мыть ребенка? Кто может к нему прикасаться? В каких местах? Кто может его поцеловать? Каким образом? С кем можно уйти, например, из школы или с детской площадки? Обсудите все это.

Подтверждать на деле, что ребенок в случае любых сомнений или опасений может обратиться к вам, что вы на его стороне, что всегда есть выход — и вы сможете найти его вместе.

Разрешать ребенку говорить «нет», не соглашаться, сопротивляться, ругаться. Объяснять, что не всех и не всегда надо слушаться.

Будьте сами примером человека, который умеет говорить нет. Конечно, это не всегда удобно для родителей, но это важно для безопасности ребенка в любых ситуациях.

Уважать ребенка. Важным фактором самозащиты является понимание своих прав, чувство уверенности в себе, а это во многом зависит от родителей. Кто я в моей семье? Чего я достоин? Систему самоопределения ребенка выстраивают родители. И если ребенок уверен, что он сам и его мнение ничего не значат, то в случае опасности он ничего не скажет близким и будет уверен, что сам во всем виноват.

Оставаться внимательным, наблюдательным, любящим родителем, несмотря на занятость. Без этого все правильные слова останутся просто словами.

 

Просмотров: 579


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст