"Ақмола облысы білім басқармасының Степногорск қаласы бойынша білім бөлімі Степногорск қаласының А.С.Пушкин атындағы №3 көпсалалы мектеп-лицейі" коммуналдық мемлекеттік мекемесіне
Коммунальное государственное учреждение "Многопрофильная школа-лицей №3 имени А. С. Пушкина города Степногорск отдела образования по городу Степногорск управления образования Акмолинской области"

Біз әлеуметтік желілерде

  

Толығырақ
Қайырымдылық көмек
KZ380704034640473001
Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

«О проблемах детства» (Как защищаются права детей в Казахстане)

17.10.2023

 

«О проблемах детства»                                                                                                                                (Как защищаются права детей в Казахстане)

      Защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей является одним из приоритетных направлений государственной социально-правовой политики Казахстана.

     Нормы права, непосредственно посвященные правам несовершеннолетних детей, впервые появились в казахстанском законодательстве с принятием Закона Республики Казахстан «О браке и семье». До принятия этого закона права детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей. Дети, при этом, в силу недееспособности оказывались не в положении самостоятельных носителей прав, а в положении пассивных объектов родительской заботы. Включение в закон отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, явилось важным шагом на пути преодоления такого подхода. 8 августа 2002 года в стране был принят Закон                    «О правах ребенка в Республике Казахстан», который регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных прав и интересов ребенка, гарантированные Конституцией РК. В этом законе были определены цели государственной политики в интересах детей, их основные права и обязанности. Отдельно выделены главы, посвященные взаимоотношениям ребенка в семье, ребенка и общества, права ребенка-инвалида и права детей оставшихся без попечения родителей.

      Итак, основными целями государственной политики в интересах детей являются: 1) обеспечение прав и законных интересов детей, недопущение их дискриминации; 2) восстановление их прав в случаях нарушений;                                   3) формирование правовых основ гарантий прав ребенка; 4) содействие физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей.

 

      Какие права есть у ребенка?

Ребенок имеет право на жизнь, право на защиту, на охрану здоровья, право на жилище, на образование, право на индивидуальность и ее сохранение, право на государственную помощь. Кроме того, под основными правами ребенка определены права:

· жить и воспитываться в семье;                                                                                                   · знать, кто является его родителями;                                                                                · на проживание совместно с родителями (кроме случаев, когда это противоречит его интересам), на заботу с их стороны;                                                   · на воспитание родителями, а при их отсутствии или лишении родительских прав – на воспитание опекуном, попечителем или детским учреждением;                   · на всестороннее развитие;                                                                                                       · на уважение человеческого достоинства;                                                                      · на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами и иными родственниками;                                                                                                                                              · на выражение собственного мнения;                                                                                           · на получение фамилии, имени, отчества;  · на получение средств на существование и на собственные доходы.

       По данным уполномоченного по правам ребенка в Казахстане Динары Закиевой, некоторые из основных прав ребенка в Казахстане нарушаются.                        А причина, по ее мнению, кроется не в несовершенном законодательстве – здесь как раз все довольно четко прописано, а в его исполнении на местах.

     Право на защиту. По данным МВД РК, в последние годы количество преступлений против половой неприкосновенности детей резко возросло.                    27 декабря 2019 года Глава государства подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и усиления защиты прав личности». Законом была усилена ответственность по статьям 120 Уголовного кодекса «Изнасилование» и                     121 «Насильственные действия сексуального характера». Они вновь перешли из категории средней в тяжкую категорию с лишением свободы от 5 до 8 лет.              А совершение насильственных действий сексуального характера в отношении малолетнего ребенка предусматривает ответственность в виде 20 лет лишения свободы или пожизненный срок без альтернативы. Аналогичное наказание предусмотрено за убийство малолетних детей. Переход из одной категории в другую также обозначил, что примирений по таким делам не предусмотрено. Отметим, по данным Генеральной прокуратуры РК, ранее изнасилование находилось в категории средней тяжести и больше половины дел не доходили до суда в связи с примирением, которое нередко происходило под давлением над потерпевшими. Кроме того, за недонесение, укрывательство и фальсификацию фактов педофилии (ст.416, 432, 434 УК) максимальный срок наказания составляет до 6 лет лишения свободы. В результате, по данным Генеральной прокуратуры РК, уже через год после поручения Президента об ужесточении наказаний, количество преступлений сексуального насилия снизилось на 30% в целом по стране, а сама реализация ужесточения наказаний предупредила совершение таких деяний.

    Дети имеют право на развитие. В отношении интеллектуального развития детей, Глава государства отметил, что невозможно получить образованное общество без хороших учителей. «Безусловным приоритетом является повышение доступа к качественному образованию. Это важнейший фактор развития всего общества. Как бы мы ни обеспечивали школы материально, без хороших учителей поднять качество образования невозможно», - подчеркнул Президент в своем выступлении перед депутатами 11 января 2022 года. В связи с этим Глава государства поручил разработать специальную программу привлечения лучших педагогов с соответствующим пакетом мер поддержки для регионов, где есть дефицит учителей.

    Кроме того, Президент отметил, что новый общественный социальный Фонд «Қазақстан халқына» будет заниматься решением реальных проблем в сфере здравоохранения, образования, социальной поддержки.

     Массовый детский спорт. В своем Послании народу Казахстана от                            1 сентября 2020 года Глава государства поручил развивать массовый детский спорт. По мнению Президента, развитие массового спорта в Казахстане позволит детям меньше проводить время в интернете. С 1 мая 2021 года в стране было внедрено подушевое финансирование для развития детского массового спорта и творчества. В результате, на сегодня более 500 тысяч детей посещают спортивные и творческие кружки на бесплатной для их родителей основе.

 

    Квоты для социально уязвимых детей. В 2021 году в Казахстане при распределении образовательных грантов на новый учебный год впервые предусмотрели квоты для социально уязвимых слоев населения. Ранее квоты были предусмотрены только для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также инвалидов. С 2021 года были добавлены три новые квоты. Детям из семей, в которых воспитываются четыре и более несовершеннолетних детей, выделено 5% от общего количества грантов, детям из неполных семей, имеющих данный статус не менее трех лет - 1%, детям из семей, воспитывающих детей с инвалидностью І, ІІ групп предусмотрен                      1% образовательных грантов. Квоты присуждаются с условием набора порогового бала при сдаче ЕНТ. По данным управления формирования государственного заказа Министерства образования и науки РК, по итогам конкурса по результатам ЕНТ в 2021 году более 3,5 тысячи детей из многодетных семей стали обладателями гранта, из неполных семей – около                 1 000 человек, и дети из семей, где воспитываются дети с особыми потребностями – более 300 человек. Также среди детей-сирот около 400 человек стали обладателями гранта, и около 300 человек среди лиц с инвалидностью                в 2021 году стали обладателями гранта. В настоящее время все они обучаются в вузах.

 

                                                                          Социальный педагог школы                                                                                          

                                                                          Астапенко Людмила Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 5093


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст